Первый выпуск студентов Амурского казачьего колледжа

В казачьем колледже в селе Константиновка Амурской области состоялся первый выпуск. Дипломы об окончании единственного  на Дальнем Востоке учебного заведения получили 38 юных казаков.  

Продолжить чтение

Допросы, сделанные Хабаровым Даурцам, взятым в плен в 1651 г.

159 года Марта в … день, я в новой Даурской земле Князя Лавкаеве, во Албазине городе, приказной человек Ярофей Хабаров Даурских языков, которые взяты на боях, Князьковых Шилчинковых детей Араула Дамазигу, да егож Шилчинизива сына Агантимураулана, Князя Шурина Тычигея распрашивал , какие люди живут на Амуре и по иным посторонним рекам, какие у них городы и теми городами кто у них владеет, и какия у них узорочья живут?И в распросе Даурские языки, Князевские дети Шилгинеевы Араул Дамазева Даган Тимра, Князя шурин Тычигей сказали: сверх до Шилки реки и по Амуру вниз живут городами Даурские Князья, Князь Лавкай, да Князь Шилгиней, да Князь Албаза, да Князь Ату, да Князь Десаул, да Князь Балбулай, да Князь Гогудан, да Князь Якорей, да Князь Шочканы, и те де все Даурские Князья с себя и своих улусных людей платят ясак по все годы Богдайскому своему Царю Шамшакану; Царь же Шамшакан посаженик Царя Алакабатуракана, а тот де у них Царь Алакабатуракан Царю Шамшакану и Даурским Князьям Даурской области велик и грозен, а которой де ясак Царь Шамшакан емлет с Даурских Князей, и с их улусных людей, и тот де ясак отсылает он, Царь Шамшакан к Царю Алакабатуракану, а Шамшакан де Царь живет на Ноне реке, а Нона река пала в море, а которые де Дауры и Жулеры и Натки ходят к нему, Шамшакану, с ясаком через хребет конем с Амура напрямо две недели, а водяным путем с Амура реки по рекам [113] же, которые пали в Амур, по Науну и Посилиму, в по Илиму водяным путем в судах четыре недели, а с Илиму реки через хребет на Кону реку волоку пешего хода четыре дни, а по тем де рекам стоят у них городы, деревянные и каменные, и у Царя де Шамшакана на городах пушки есть, а как де на въезде случится на боях, и он де бьется на боях лучным боем и саблями и копьями, да у них де на Шулиме реке гора, а в той горе руда серебренная, в с той де руды они плавят серебро, и стоять де у той горы, для обережения оных земель, на карауле Богдайские люди же по пяти сот человек днем и ночью, все в куяках по переменам беспрестанно, а которые де люди приходят к той горе сведома Шамшаканова по серебренную руду, и те де люди копают из той горы серебряную руду в меру, а на Шамшакана де Царя выделают меру; а ходу де до той горы от Албазина города сухим путем через гору конем ехать две недоли, а выше де того города , с Шилки реки, есть де другой прямой путь до той серебренной горы, ехать конем семь дней, и про тот де у них путь заказ всяким людям положен жестокой, чтоб тем путем никак люди не ездили, а кто де будет тем путем поедет, Царь Шамшакан тех людей поймав и велит казнить смертною казнью; да тут же де на Шилиме живут люди Арары, и те де люди делают золото и серебро, да у них же родится жемчуг и каменье драгое, иныя всякия краски и шелки, теми красками крашены всякими разновитыми цветы и всякие дорогие товары, атласы и бархаты , и каем, и тафты, и кивдяки, и кумачи, а иные де люди у них слывут чинные, и те де люди у них мудры гораздо, делают де они на своего Царя Алакабатуракана и на Багдацкаго Царя Шамшакана, всякия дорогия узорочья; да иных де всяких людей под их областью, и всяких дорогих узорочных товаров многое множество, да в на Великой де реке Амуре, и по иным сторонним рекам, живут многие люди Дауры и Жюгеры городами и улусами, и пашни пашут большия, и родится де у них железо, и медь, и олово, и свинец, а все де те люди платят с себя ясак Багдадскому Царю Шамшакану собольми. Того с них ясаку идет Шамшакану Царю против Государевы казны, почему посылается на год к Государю к Москве [114] из Ленскаго Якутскаго острога; а ниже к морю, по Амуру, и на море по губам, и по островам, живут люди, ясаку де с себя никому не платят, и с натками приезжают и торгуют , и на устье де Ноны и Надна реки от Багдатскаго Царя Шамшакана Князя во место, и хоть де Князь Гипа водит на Царя своего Шамшакана гуси и лебеди и куры, и ловит всякую добрую рыбу на негожь; Шилки реки есть неясачной Князь Гаутимур Улан, и про того Князя шурин его Тычилей, в роспросе сказал : под тем де Князем Гантимуром живут люди Шарадувы и Шлюды и Ночега многие и большие, и тот де Князь Гантимур Улан с Рускими людьми дратися не станет, и ясак де с себя и с улусных людей платит. Да в верхужь по Амуру реке живут люди Таргачины, и против, их иноземцы, и Государским счастием тою новою Даурскою землею обовладеть будет можно и под Государскую Царскую Высокую руку привести, и та новая Даурская земля будет Государю второе Сибирское царство, и вперед будет та Даурская земля прочна и постоянственна; да онижь Даурские языки в приспросе сказали, что де Даурские Князья сверх Амуры бежат все на низ к большим людям и близко де Руских людей жить не смеют, а ждут к себе, оборони от Багдатскаго Царя Шамшакана и Алакабатуракана Царя.

Воспроизводится по:

ИСТОРИЧЕСКИЕ АКТЫ О ПОДВИГАХ ЕРОФЕЯ ХАБАРОВА, НА АМУРЕ, В 1649-1651 ГГ. «Сын Отечества», 1840, кн. 1, С.-ПЕТЕРБУРГ

    Стиль, пунктуация и орфография  сохранены, буквы старого русского     алфавита заменены современными.

Сетевая версия –
В. Трухин, 2008

Продолжить чтение

1651 г. Донос дьяка Петра Стеншина на Е. П. Хабарова и воеводу Д. А. Францбекова.

Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу Всеа Руссии холоп твой Петрушка Стеншин челом бьет. В прошлом, государь, во 157-м году писали к тебе, государю, с Лены из Якутцкого острогу воеводы Василей Пушкин да Кирило Супонев да я, холоп твой, что в прошлом же, государь, во 155 году и во 156 году посылали мы, холопи твои, из Якутцого острогу вверх по Лене-реке до Олекмы, а с Олекмы Олекмою-рекою до Тугиря-реки и Тугирем-рекою до камени, который камень промеж твоей, государевой, земли и Даурской, твоих, государевых, служилых людей ленских казаков Березовского города пятидесятника Василия Юрьева да енисейского казачья десятника Олексея Оленя с служилыми людьми. А велели им про ту Даурскую землю проведать подлинно и в Даурскую землю иттить. И те, государь, служилые люди Василей Юрьев с товарищи тою Олекмою и Тугирем реками под Даурскую землю ходили и с камени через хребет в Дауры на Амур большую реку служилых людей посылали и про Даурскую землю и про Амур Великую реку проведали подлинно. А сами они в Даурскую землю зачем будет не ходили и тебе, государю, не служили, и того мы, холопи твои, не ведаем потому, что в том же во 157 году с весны по первой полой воде с Ленского волоку по твоему, государеву, указу плыл в Якутцкой острог воеводам Василию Пушкину да Кирилу Супоневу на перемену воевода Дмитрей Францбеков, а мне, холопу твоему, дьяк Осип Степанов. А пловучи, государь, тот воевода Дмитрей Францбеков и дьяк Осип Степанов Ленского ж уезду с хлебных заимок с Киренги послал по той нашей дороге в Даурскую землю пашенного крестьянина Ярофейка Павлова сына Хабарова устюжанина да с ним промышленных гулящих людей, не доехав к нам в Якутцкой и не переменя нас. А тот Василей Юрьев с товарыщи дождались ево, Дмитрея Францбекова, на дороге, на Олекме и с ним поехали вместе в Якутцкой острог. И в Якутцком, государь, остроге он, Дмитрей, и дьяк Осип, приняв у нас, холопей твоих, твою, государеву, ясачную и десятинную и соболиную казну, послали их, Василия Юрьева, за той твоею, государевою, соболиною казною к тебе, государь, к Москве.
И в прошлом, государь, во 158 году весною тот Ярофейко Хабаров из Даурской земли в Якутцкой острог к воеводе Дмитрею Францбекову и к дьяку Осипу Степанову приплыли. И воевода Дмитрей и дьяк Осип по твоему, государеву, указу дали ему наказную память, а в той наказной памяти без твоего, государева, указу написали ему, Ярофейку, целым именем с «вичом» – «Ярофею Павловичу», посольскую речь ис своего наказу, как он, Дмитрей, по указу блаженные отца твоего великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии с Москвы посылан был в немцы в Стеколну (Стокгольм. – Г. Леонтьева), а в той посольской речи писал ему, Ярофейку, как ему к даурским князьцом послов посылать и речи от тебя, государя, говорить без твоего ж, государева, указу. А по том, государь, пашенном крестьянине, Ярофейке Павлове сыне Хабарове устюжанине, взята в твою государеву казну поручная запись. И та по нем запись воеводе Дмитрею Францбекову и дьяку Осипу Степанову отдана. А в той ево, Ярофейковой, поручной записи написано, что ему, Ярофейку, на Лене-реке на Усть-Киренги-реки после урочных годов на тебя, государя, пашня пахать от девяти десятую десятину по вся годы без переводно, чтоб год от году пашня пространилась и не запустела, и хитрости и порухи никоторой не чинить и пашни не покинуть. А будет пахать пашни не станет и пашню покинет, и на тех порутчиках взяти твоя, государева, пеня и их порутчиковы головы в его Ярофейковы головы место. И твоя государева пашня, а не токмо, государь, что ему такая твоя государева даурская служба и посольская речь, за обычай. Нигде тот Ярофейко на твоей государеве службе преж сего, ни в посольстве не бывал и ничего, опрично пашни, тот Ярофейко не знает. Да с ним же, Ярофейком, в те поры воевода Дмитрей Францбеков из Якутцкого острогу отпустил твой государев наряд три пушки, которые у нас приняли, да твоих государевых служилых людей Тобольского города казаков Третьяка Ермолина сына Чечигина с товарыщи дватцать человек. А послал, государь, он, Дмитрей, того Ярофейка Павлова в Даурскую землю не для твоей государевой службы, а для своей бездельной корысти и нажитку, дав ему, Ярофейку, своих денег две тысячи девятьсот рублев. В том к его Ярофейковой записной для смертного часу духовной изустной памяти он, Дмитрей, велел отцу своему духовному Якутцкого острогу Троетцкому черному попу Перфилью и белому попу Стефану и руки свои приложить. И та ево Ярофейкова духовная у него, Дмитрея. И про то ево даурскую посылку, что он с Ярофейком для своего нажитку послал свои деньги, ведомо многим Якутцкого острогу служилым и торговым людем. Да Дмитрей же Францбеков в те ж поры для той же даурской службы своего нажитку дал промышленному человеку Соли Вычеготцкой Дружинке Васильеву сыну Попову шестьсот рублев. А тот Дружинка до тех мест был промышленным, во 157-м году из Енисейска шел на судне устюжанина у Павла Фотиева сына Бизимова в наемщиках и в Якутцкой острог пришел без товару ж. А к тебе, государю, он, Дмитрей, про ту Даурскую землю писал с сыльным иноземцом, которого по твоей государевой грамоте из Якутцкого острогу в сибирские и руские города никуды выпущать не велено, с Матюшкою Сосновским, свою службу с прикраскою, чего там не бывало. Что будто Ярофейко в Даурской земле поймал пять городков. И тот ссыльный Матюшка Сосновский ехал сибирскими городы в русские городы к тебе, государю, к Москве обманом, пролышкою. В первом в Ленском острожке, которой по твоему государеву указу на Ленскому волоку, на Илиме-реке, мы, холопи твои, поставили, в том острожке (Илимском. – Г. Леонтьева) твоему государеву воеводе Тимофею Шушерину при Ленском Илимского волоку… при попе Обросиме Толстоухове и при енисейском сыне боярском при Парфене Ходыреве и при игумене Варламе, которой в те поры ис Тобольска ехал, в Ленском сказывал…, что будто он, Матюш-ка, от него, Дмитрея, везет к тебе, государю, из Даур узорочья – камень дорогой – жемчугу самого большого крупного. Про то, приехав, в Якутцком остроге сказывал енисейской сын боярской Парфен Ходырев. А что твоего государева наряду из Якуцкого с тем Ярофейком послано и что ему Дмитрей в Даурскую землю денег своих дал, и как, едучи из Якуцкого острогу с новоприборными промышленными людьми и с тем Дружинкою Васильевым на Усть-Олекмы-реки твоих государевых ясачных якутов грабили и ис пищалей по них стреляли, их переранили, и грабежом у них коров и быков поймали и с собою взяли, и что Матюшко Сосновской, едучи к тебе государю к Москве, на Ленском волоку даурскому дорогому каменю цену сказывал и жемчугу с собою вес, о том писал к тебе, государю, я, холоп твой, во 158 году.
И в нынешнем, государь, во 159-м году июня в 1 день прислал из Даурской земли в Якутцкой острог с отписки к воеводе к Дмитрею Францбекову и к дьяку к Осипу Степанову тот пашенной крестьянин Ярофейко Хабаров служилого человека Третьяка Чечигина да с ним новопроборных промышленных людей племянника своего родного Артюшку Филипова сына да того прежнего промышленного Дружинку Васильева сына Попова у Соли Вычеготцкого. И тот, государь, служилой человек Третьяк Чечигин мне, холопу твоему, росказывал про Даурскую землю. Что они в прошлом во 158 году из Якутцкого острогу в Даурскую землю пошли после Прокопиева дни устюжского чудотворца. И идучи дорогою Леною и Олекмою и Тугирем реками до камени мешкотно, запасы уметывали и стоянки были. А шли до Даурского камени два месяца, а за камень летним же осенним путем на Амур-реку вышли в восемь дней и пришли под Олбазин-город за неделю до Покрова святой Богородицы нынешнего 159-го году. Под тем Олбазиным-городком нашли они прежних охочих, которые наперед сего с тем Ярофейком Хабаровым пошли в Дауры во 157-м году. Застали их в даурских юртах. Сидят в осаде чуть живы человек с пятьдесят, а иные с половину тех людей даурские люди побили. Да у них же даурские ж люди взяли живых березовского Ваську Рашиева да промышленного человека… А твоего государева ясаку они ныне з Даурской земли привезли всего только четыре сорока соболей и те соболи обышные… А подлинные де роспросные речи даурских князьцей, ясырей у него, Третьяка Чечигина, есть записаны и к воеводе де о том к Дмитрею Францбекову и к дьяку Осипу Степанову тот Ярофейко Хабаров писал же.
Да я ж, государь, слышал от промышленных людей, которые пришли с промыслу с Олекмы, да от торгового человека Соль Вычегодцкой от Павла Бизимова, в нынешнем во 159-м году посылал он с мезенцом с Петрушкою Савельевым по Олекме-реке на соболиной промысел своих шесть ужин да его, Петрушкиных, были две ужины. И тот де пашенной Ярофейко Хабаров те ужины и покручеников, их товары и хлебные запасы и всякие соболиные заводы пограбили все без остатку и покручеников с собою поймал. А на сколько рублев того их промыслу и запасу пограбил, и о том тебе… тот торговой человек сам учнет бити челом.
Да в нынешнем же, государь, во 159-м году июня в 29 день сказывал мне, холопу твоему, ленской казак, а хто, государь, тот служилой человек имянем, и того ныне я, холоп твой, к тебе, государю, имяни ево от ево Дмитреева, заказу и заставы, что он отписки и всякие письма обыскивает и к себе переимает, написать не смею. Что он, Дмитрей, у себя на дворе при людех говорил такие речи, что та даурская служба стала ему недешева [Текст утрачен] слова, что он с ними служилых и промышленных людей. .. [Текст утрачен] им и платья им покупал и запасы своими ссужал, и животы де все он свои в том истерял. А стала де ему та даурская служба в тритцать тысяч рублев с лишком, в том числе за одним Ярофейком Хабаровым в семь тысяч рублев, за Дружинкою Васильевым Поповым, что он ныне к тебе, государю, к Москве з даурскими отписки от него, Дмитрея, отпущен, на нем, Дружинке, шестьсот рублев. А на иных по сту и по пятидесяти и по сороку рублев и по тритцати, а менши того, кому он ссуду давал, тритцати рублев в дачах нет. А которых служилых отпущал и ныне ссыльных служилых же людей посылает, он у них оклады их твоего государева денежное и хлебное жалованье все себе емлет, а им дает, покупая пищали и свинец и зелье и платье. В том на них сверх их окладов емлет кабалы, и в те кабалы сверх займов треть денег невзятых, вместо росту, лишку приписывает. Кому дать десять рублев, а кабалу на него пишет в пятнатцати рублев, а кому даст дватцать рублев, а кабалу пишет в тритцати рублех, а кому даст болше, и те кабалы пишет по тому ж розчету. И с теми де он приписными денгами тое даурскую службу почитает в тритцать тысяч рублев слишком.
И только ты, государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии, про ту Даурскую землю во што тебе, государю, по Дмитрееву отпуску Францбекова ныне в трех посылках стало и в его, Дмитреевых, в денгах якутцкого посуль-ного ево нажитку, что он пашенному Ярофейку Павлову сыну Хабарову и ему, Дружинке, для своего нажитку денег и иным промышленным людем и платья и ружья покупает и своих запасов давал, а на их в том имал кабалы, и как Ярофейко во 158-м году из Якутцкого острогу в Дауры шел и на Олекме твоих государевых ясачных якутов грабил, и по ним стрелял и дву человек ранил, и быков и коров побив с собою поймал, и что ныне тому Дружинке, как ево ныне из Якутцкого острогу отпустил к тебе, государю, к Москве, для вывозу денег своих дал, укажешь того Дружинку роспросить с пристраскою для того, что тот Дружинка в те поры ехал с ним же Ярофейком и в Даурской земли был зиму, зимовал. А ныне из Якутцкого отпущен к тебе, государю, к Москве з Дмитриевыми отписки и с его, Дмитриевыми, нажитки. И тем Дружинкою, по твоему государеву указу, мошно будет в той даурской службы в его Дмитревых и посулных деньгах и что он Ярофейку и ему, Дружинке, и иным служилым людем, промышленным, охочим людем и ему, Дружинке, для вывозу денег дал, ыскать. Да сверх того и твоих государевых служилых старых ленских казаков, которые ныне к тебе, государю, с твоею государевою ленскою соболиного казною посланы, распроеить же. И в Якутцкой остроге без него, Дмитрея, попы и дьяконом и служилыми и торговыми и промышленными людми всеми сыскати. И по тому распросу и сыску, та даурская служба и его, Дмитриевы, нажитки, посульные деньги тебе ведомо будет все.

ЦГАДА: СП. – Стб. 338. – Л. 262 – 265

Воспроизводится по:

Леонтьева Г. А. Землепроходец Ерофей Павлович Хабаров. — Москва, 1991.

Продолжить чтение

Права и обязанности казака

Право на вступление в казачье общество (Круг, община, объединение, землячество) имеет любой православный казак по отцу или по матери, а главное, осознающий себя казаком и живущий по обычаям и принципам казачества, служащий всей душою и всеми помыслами своему народу.

Правом присутствия на Кругах и Сходах, правом быть избранным на любую должность, правом свободно излагать и отстаивать свои взгляды, как на развитие казачьей общины, так и всего казачества, традиционно обладают только мужчины, православные казаки.

Казак имеет право посещать Круги и Сходы вместе с отцом, совершеннолетним братом или родственником, крестным отцом или наставником, свободно выбранным им самим или его матерью с 10-летнего возраста (в виде исключения с 8-ми летнего). Здесь и далее возраст устанавливается на Кругу.

Настоящая Памятка предлагает традиционную форму жизни, а в ее содержание казаки должны вкладывать свое и по своему усмотрению.

Казак обязан принимать участие во всех делах своего общества с 16 лет. По решению Круга, за заслуги перед казачеством, может получить право голоса до совершеннолетия, которое наступает в 21 год и влечет за собою полноправное членство.

По обычаю казаков, женщина пользуется таким уважением и почитанием, что в наделении ее какими то обязанностями и правами казаков-мужчин не нуждается.

Разговаривая с женщиной на Кругу или Сходе, казак обязан стоять, при разговоре с женщиной преклонных лет — сняв шапку. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Казак обязан оберегать женщину всеми силами и средствами. Защищать ее, отстаивать ее честь и достоинство — этим он обеспечивает будущее своего народа.

Казачки могут создавать любые объединения внутри общества, не противоречащие принципам Православия к Уставу общества, в которые казак, старик или Атаман не имеют права вмешиваться без просьбы женщин.

По просьбе Атамана или Атаманского Правления, казачка может принимать участие во всех делах своего общества, где пользуется всеми правами.

Интересы женщины казачки на Кругу представляет ее отец, крестный, муж, брат или сын. Одинокая казачка, девушка или вдова пользуется личной защитой Атамана, членов Атаманского Правления и Совета стариков. Казачка вправе выбрать себе ходатая из своих станичников, хуторян или Совета стариков. В иных случаях ее интересы на Кругу представляет Атаман.

Казачка имеет право обращаться непосредственно к Атаману с просьбами, жалобами или предложениями или выходить на Круг через совет стариков.

Казачки могут находиться на Кругу в качестве Почетных гостей по специальным приглашениям.

Основанием для вступления в любое казачье общество служит личное заявление вступающего с последующим поручительством трех членов этого общества: от товарища вступающего, Совета стариков, от члена Атаманского правления. За казачку поручается уважаемая женщина из казачьего объединения. Кроме поручительства обязательно благословение священника.

Прием производится простым большинством голосов на Кругу.

Вступивший в казачье общество обязан соблюдать казачьи обычаи и традиции, придерживаться принципов казачьей нравственности: почитать каждого старика отцом своим, а престарелую казачку — матерью. Равно как и пожилые люди должны относиться к тем, кто моложе, как к детям своим. Каждую казачку признавать — сестрою своею, а честь и достоинство следует нести выше собственной головы, каждого казака братом, каждого ребенка любить и оберегать как собственного.

Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны, нуждающегося, в этом.

Казачество всегда исповедовало принцип полной свободы совести. Поэтому: личным делом каждого является его партийная принадлежность. Как правило, член казачьего общества может быть в любой партии или оставаться беспартийным. Однако, сохраняя себя, общество запрещает ему вести пропаганду в своих рядах любых партийных взглядов, а также ношение партийной одежды и атрибутики. Всякий член казачьего общества должен помнить, что, прежде всего он казак, равно как и его товарищ по объединению, иначе противники нашего казачьего возрождения опять поделят нас на белых, красных и иных, как это уже было, и стравят друг с другом.

Вера в Бога есть дар и личное дело каждого верить в Бога или нет. Но поскольку все казачьи обычаи связаны с Православием, член казачьего общества обязан выполнять их вместе с братьями своими. Никто не вправе упрекать казака в безверии, равно как и в религиозности. За нарушение этого правила, за оскорбление казачьего обычая должно следовать строгое наказание, вплоть до исключение из казачьего общества.

Казачество всегда было стволом Российской Государственности. Традиционно, не претендуя ни на какую власть, казак всегда поддерживал существующий в стране порядок, был оплотом стабильности. Поэтому член любого казачьего объединения должен быть безупречным законопослушным гражданином, примером нравственности в быту и службе.

Казак понимает свою жизнь как служение Богу, исполнение его заповедей, через служение своему Отечеству и Народу. Нельзя служить в полсилы — любое дело, порученное Атаманом, Советом стариков, Правлением или Кругом казак обязан выполнять безупречно.

Казак обязан по первому зову являться на Круг и Сходы в предписанной для каждого отдельного случая одежде. Обязан иметь и по приказу Атамана надевать в праздничные, храмовые дни и иные праздники, отмечаемые его обществом, национальную одежду, со всей ее атрибутикой и деталями, такую как было принято в той области, откуда он ведет свою родословную.

Казак обязан постоянно высоко нести казачью честь, беречь достоинство казачества, его обычаи и традиции. Следовать постоянно Христианским заповедям любви к ближнему, законопослушания, веротерпимости, трудолюбию и миролюбию.

Самым тяжким наказанием для казака всегда было исключение его из  казачьего общества.

Продолжить чтение