История казачества

Историческая справка казачества

Социальный и культурный облик казачества

Зарождение казачьих традиций

Историческая справка казачества

Казачество — это этническая, социальная и историческая общность, объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, осетин, башкир, татар, эвенков и других, как отдельных субэтносов своих народов в единое целое. Российское законодательство до 1917 года рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее определенные привилегии за несение обязательной государственной службы.

Первое упоминание о казаках, обитавших по Червленному Яру, появляется в русской летописи от 1444 г. в повествовании о набеге ордынского царевича Мустафы на русский город Переяславль — Рязанский. В древнерусских былинах впервые известный богатырь Илья Муромец, называется «старым казаком», который был одним из витязей пограничной заставы на краю Дикого Поля.

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей и вероисповеданий, но в большей своей массе преобладали славяне.

С этнографической точки зрения, первые казаки разделялись по месту их возникновения: на украинских и русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью, которое просуществовало до 1775 года, а служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве.

Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) предназначались для защиты засечных черт и городов, получая за это от государства жалование и землю в пожизненное владение. Хотя они и приравнивались «к служилым людям» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них казаки имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала XVIII века.

Первая община русских вольных казаков возникла на Дону. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества на территории нынешней России стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные южные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство и животноводство. Например, в Донском войске до начала XVIII века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды».

Огромное значение в жизни казачьих общин играла война. Они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями. Поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих сообществ объединялись и совершали совместные целые сухопутные и морские операции, а все захваченное у противника становилось общей собственностью — дуваном.

Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. С момента выхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника. Москва и казачьи Войска являлись союзниками. Русское государство выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Кроме того, казачьи Войска были заинтересованы в получении от русского царя материальной и военной помощи. Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывая его от набегов степных орд кочевников.

Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли навсегда ежегодные посылки подарков отдельным казачьим Войскам, денежного жалования, оружия и боеприпасов, а также хлеба, поскольку казаки его сами не производили. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, то есть как с иностранным государством. Часто русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы.

С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход (бегство) своих подданных в вольные казачьи области.

Демократические порядки (все равны, ни власти, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель.

Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны — на протяжении XVII-XVIII веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений и из его рядов вышли такие известные предводители казацко-крестьянских восстаний, как Степан Разин, Кондрат Булавин и Емельян Пугачев.

Велика была роль казаков во время событий Смутного времени в начале XVII века. Поддержав Лжедмитрия I, они составили существенную часть его военных отрядов. Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил. Так, если в 1611 г. они участвовали в первом ополчении, то во втором ополчении уже преобладали дворяне.

Однако на соборе в 1613 году именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царем Михаила Федоровича Романова.

Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставила московское правительство в XVII веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории российского государства. Но в целом российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, проявлял долготерпение и всегда стремился подчинить его своей власти. Чтобы закрепить верность российскому престолу, российские цари, используя все рычаги влияния, сумели добиться к концу XVII века принятия присяги всем вольным казачеством.

Войско Донское принесло присягу еще в 1671 году и из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания.

С начала XVIII века государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, постепенно превратив их в составную часть административной системы российской империи.

С 1721 года казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году царь Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых центральной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775 году, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь, а ее атамана сослала на Соловецкие острова.

В 1798 году по указу царя Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. В 1802 году было разработано первое Положение для казачьих войск, а с 1827 года августейшим атаманом всех казачьих войск России стал назначаться наследник царского престола.

В 1838 г. был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 году казачество перешло в ведение Управления (с 1867 года — Главное управление) иррегулярных (с 1879года — казачьих) войск Военного министерства, с 1910 года — в подчинение Главного штаба. В результате этого все казачество стало воинским сословием России.

На протяжении веков казачество являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле, и они всегда считались великолепными наездниками, которые не знали себе равных в искусстве джигитовки. Иностранные военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию.

Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А.В. Суворова 1799 года. Особенно отличились казачьи полки в Отечественной войне 1812 года с наполеоновскими войсками. Возглавляемые легендарным атаманом М.И. Платовым казачье воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в Отечественной войне 1812 года, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А.П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы».

Успехи казачьей конницы объяснялись не только умелым применением в бою не регламентированных никакими уставами дедовских тактических приемов: лава (охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведывательной и сторожевой службы и др. Эти унаследованные от степняков казачьи «обороты» оказывались особенно эффективными и неожиданными при столкновениях с армиями европейских государств.

Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война XVIII — XIX веков, войны со Швецией, Польшей, Персией, Францией и другие военные конфликты. Казаки участвовали в покорении Кавказа и Закавказья, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока.

Казачество как особое воинское сословие России всегда отличалось высоким ратным духом, верностью Отечеству и долгу его защитника. Поэтому в рядах русской армии казаки всегда были достойными воинских почестей людьми.

Воспитывал же их сам образ и смысл военной казачьей жизни. «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться», — гласит старинная казачья поговорка. Его служба по закону 1875 года продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 лет в запасе. На службу каждый казак являлся: со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку казака и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). Собственно постоянная служба, особый вид самоуправления и система землепользования как материальная основа были тесно взаимосвязаны и в конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качестве грозной боевой силы России

Главным собственником земли выступало государство, которое от имени императора отводило казачьему войску завоеванную кровью их предков землю на правах коллективной (общинной) собственности. Полученную землю казачье войско делило между станицами, оставив часть на войсковой запас. Станичная община от имени войска периодически занималась переделом земельных паев, который колебался от 10 до 50 десятин. За пользование наделом и освобождение от налогов казак и обязан был нести военную службу. Войско также выделяло земельные наделы и казакам — дворянам (пай зависел от офицерского чина) в потомственную собственность, но эти участки земли не могли продаваться лицам не казачьего (не войскового) происхождения.

В XIX веке основным хозяйственным занятием казаков стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения. Так, например, развитие рыболовства, как основной отрасли в Уральском, а также в Донском и Уссурийском войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе, Тереке, Дону и т. д. Размещение казачьих войск на территории России на нижеприведенных картах. В России сегодня образовано 10 войсковых казачьих обществ: Волжское, Всевеликое войско Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Сибирское, Енисейское, Иркутское, Забайкальское, Уссурийское.

Помимо войсковых обществ созданы и pa6oтают семь отдельных окружных казачьих общества: Балтийское, Северо-Западное, Прикамское, Верхнекамское, Астраханское, Амурское, Сахалинское. Наибольшими по численности являются: донское, терское и кубанское казачество.

В настоящее время в России официально себя казаками заявили более 660 тысяч взрослых мужчин, из которых 240 тысяч взяли па себя обязательства по несению государсгвенной и иной службы. С учетом членов их семей это свыше трех миллионов человек.

история казачества   китайская империя
казачьи войска российской империи на европейской территории россии

Социальный и культурный облик казачества

Социальный и этнокультурный облик казачества в прошлом определяли особенности его формирования и существования в качестве сословной группы, возникшей на основе общины «вольного» казачества. Форма организации в виде «казачьих войск» сохранила неразрывность, генетическую преемственность каждой казачьей общины.

Эти обстоятельства во многом определили особенности самосознания казачества.

Во-первых, для исторической памяти казачества характерны представления об общей исторической судьбе, родственности всех казачьих войск, едином образе жизни, сложившемся во времена наших предков.

Вторым по важности аспектом можно назвать представления о личной свободе каждого казака и самоуправляемости всего войска традиционная организация войска и его управление, которое воспринимались как гарант всеобщего равенства, условие свободы и безопасности членов сообщества. Особое место в самосознании казачества занимают представления о традициях, среди которых доминируют свободолюбие, преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь в различных сферах деятельности, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость и прочее.

Следует особенно подчеркнуть, что в служении Отечеству казаки видели главный смысл своего существования. В силу ряда исторических и политических причин оно стало ими восприниматься, прежде всего, как служение царю. Персонифицированное представление об Отечестве во многом было связано с характером взаимоотношения казачьих войск с верховной властью в государстве: казаки поступали на службу именно царю, а не государству вообще, и наоборот, само понятие «государство» персонифицировалось в государе-самодержце, в конкретной личности, образе или идее царской власти. Вполне естественно, что казачество, превратившись в военно-служилое сословие, всеми своими правами и привилегиями обязанное монарху, напрямую связанное с ним сначала договорными, потом и вассальными отношениями, видело себя в числе первых защитников царя. Гражданский и воинский долг каждого казака ассоциировался, таким образом, в основном, с верно-подданничеством русскому царю. Особое положение казачества по сравнению с другими группами населения России также связывалось с его близостью к главе государства, специфическими функциями и образом жизни.

Официальная идеология казачества культивировала, прежде всего, эти моменты. Однако казачеству было присуще и двойственное отношение к российскому центру и самому монарху. Оппозиция центру, отдаленность от него, отстаивание независимости казачьих войск в течение длительного времени также повлияли на самосознание казачества. Этим объясняется, в частности, противопоставление казачества в целом государству и другим группам населения, прежде всего «иногородним», то есть не казачьему населению, проживавшему на войсковой территории, и вообще «российским мужикам» — крестьянам и другим жителям России. Осознание обособленности, «отдельности», характерное в прошлом для казачества, объясняется, не только его сословным положением, но и всеми названными выше обстоятельствами.

Казакам было присуще и особое отношение к «родной земле», которая считалась помимо прочего собственностью казачьего войска с давних времен, юридически подтвержденной высшей властью. Особые земельные права казачьей общины неоднократно акцентировались в борьбе против притязаний Центра и казачьего дворянства на общественный надел. Поэтому понятно, что посягательство со стороны советской власти на «неделимые» казачьи земли, общинный характер владений, также встретило активное сопротивление не только зажиточного, но большинства рядового казачества.

Представление о своих исторических и сословных правах на землю, отличавшее казачество от других категорий служилого населения и социальных групп России, сформировалось вследствие особого характера землепользования, когда владельцем земли «на вечные времена» считалось все казачье войско. Чувство хозяина, полновластно распоряжающегося всеми дарами своей земли, проявилось, в частности, в бережном отношении к ней, в культе рационального природопользования. Строгая регламентация хозяйственной деятельности воспринималась всеми казаками как естественная необходимость, смысл которой в максимальном ее использовании и в то же время сохранении природных ресурсов для своих потомков.

Таким образом, сложная природа самосознания казачества, в которой проявились исторические, социальные, географические факторы, может быть понята лишь в контексте сложившегося самобытного исторического быта.

Зарождение казачьих традиций

Древнейшие казачьи поселения на реках: Днепр, Дон,  Терек, Урал были расположены на земле, которая никому тогда не принадлежала. Это была широкая, 400-500 км, полоса степи, тянувшаяся от южных острогов Уральского хребта и северных берегов Каспийского моря, с востока на запад, по северным берегам Азовского и Черного морей до Карпатских гор. А на севере от этой полосы находились линии Малороссийских городов — крепостей Московского государства. По этой равнине в течение многих веков разные кочевые народы из глубины Азии приходили в Европу.

Ко времени образования казачьих поселений XV-XVI века эта местность от Волги до Днестра носила название «Дикого поля».

Казаки владели занятой ими землей по праву владения-захвата и справедливо считали, что она им не пожалована Московскими царями или Российскими императорами, а завоевана казачьей кровью и закреплена казачьими могилами.

Жизнь в пограничной полосе подвергала казака постоянной опасности со стороны соседей-кочевников, что вызывало необходимость постоянной готовности к отражению неприятельских нападений. Вследствие этого поселения казаков носили характер укрепленного военного стана — обносились валом и рвом. Мужчины все были вооружены и выезжали на полевые работы, рыбную ловлю, на охоту или пасти скот и лошадей, вооруженными. Женщины и девушки также умели владеть огнестрельным и холодным оружием, и история казачьих войн знает случаи, когда женщины в отсутствие мужчин, находившихся в походе, героически защищали свою станицу от нападений неприятеля.

Жизнь полная опасностей, делала людей с сильным характером, личной неустрашимостью, выносливостью: вырабатывала в них смелость, находчивость, умение приспосабливаться к окружающей обстановке, умение защищать и отстаивать свою жизнь, свои права и имущество. Среди казаков царило полное равенство, а на руководящие посты выдвигались и выбирались люди, отличавшиеся природным умом, знаниями, талантом и личными заслугами. Никаких привилегий в силу происхождения, знатности рода, богатства или каким-либо иным основаниям казаки не знали.

Удаленные на сотни и тысячи километров от тогдашних государственных центров, казаки должны были сами создать для себя власть на месте. Это была власть выборная — «Войсковой Атаман», ограниченная в своих действиях только волею народного собрания казаков «Войскового Круга». Атаману были подчинены все вооруженные казаки, равно как и выборные исполнительные власти в Войске. На своих народных собраниях казаки вырабатывали и нормы, по которым действовала эта власть. Раз принятое решение по какому-либо вопросу запоминалось в народной памяти и применялось в аналогичных случаях, становилось обычаем, и таким образом создавалось «Войсковое Право», которое регулировало и закрепляло все стороны казачьей жизни.

Духовной жизнью казаков руководило их духовенство, которое также было выборное и избиралось казаками из наиболее уважаемых, грамотных и религиозных людей. Священник не только удовлетворял религиозные потребности казаков, но был для них учителем и судьей.

Казаки были глубоко преданы своей православной христианской вере, но вместе с тем отличались полной веротерпимостью. Не говоря уже о старообрядцах, которых в казачьей среде было много. Так, в Кубанском и Терском казачьем Войске были казаки горцы — магометане, а в Донском была крупная группа казаков калмыков — буддистов. Возвращаясь из походов, казаки отдавали часть военной добычи своей церкви, и этот благочестивый обычай сохранился до позднейшего времени, когда казаки, той или иной станицы, отслужив законный срок воинской службы, возвращались домой и привозили в станичную церковь серебряные церковные сосуды, евангелие в дорогой оправе, иконы, хоругви и другие церковные предметы православия.

Создавая самостоятельные порядки, свое управление, свой казачий «присуд» — свое Войсковое право, казаки сохраняли тесную связь с центром России — связь религиозную, национальную, политическую и культурную.

Московский царь, в последствии Российский император, признавался казаками как верховная власть. Он был в их глазах носителем государственного и национального единства России.

На борьбу с турками, татарами и другими кочевыми народами казаки смотрели как на государеву службу. Они нести эту воинскую службу совершенно свободно, без принуждения; а в силу добровольно принятой на себя задачу охранять и защитить границы родины.

Однако также можно отметить наиболее крупные события в славной истории казачества России.

Так, еще в XIV веке (1380 году) казаки помогли Московскому князю Дмитрию победить татар, почти 300 лет правивших русскими княжествами.

В конце XV и в начале XVI веков казаки помогали русскому народу изгнать поляков, занявших Москву, а кандидат от казаков Михаил Федорович Романов был избран на царствование в 1613 году Земским собором, созванным из представителей всего населения.

Согласно преданию, дошедшему до наших времен, подлинный участник выборов донской атаман Филат Межаков, при подаче своей записки за боярина Михаила Федоровича Романова прикрыл ее сверху отстегнутой саблей. О содержании записки Летопись гласила: «Прочтете писание атаманское, совет быть у всех согласен и единомыслен «.

B XVI веке казаки не только принимали участие в войнах вместе с Московским государством, но и самостоятельно боролись с войсками Турецкой империи, Польского королевства и Крымского ханства.

Запорожцы и донцы на своих лодках переплывали Черное море и осаждали турецкие и крымские города. Донские казаки, с помощью запорожцев, в 1637 году взяли сильнейшую турецкую крепость Азов, которая стояла в устье Дона и преграждала казакам выход в Азовское море. Взяв крепость Азов, казаки послали в Москву посольство и предложили московскому правительству принять эту крепость. Однако Московское государствo только, что пережившее пятнадцать лет Смуты (1598-1613 гг.), две революции, гражданской войны и иностранной оккупации (поляками) была слабым и не решилось принять Азов, опасаясь войны с Турцией.

Донским казакам самим пришлось защищать Азов от 250 тысячной турецкой армии. Казаки отстояли крепость (знаменитое Азовское сидение), но потом были вынуждены покинуть ее и позже должны были идти под Азов вместе с полками императора Петра I, при котором эта крепость была взята окончательно только в 1698 году.

Во внутреннюю жизнь казачьих земель центральное правительство России совершенно не вмешивалось. Время от времени царь посылал своих послов к казакам с милостивыми словами и подарками для Войска.

Казаки ежегодно, с наступлением зимы, по установившемуся санному пути, отправляли в Москву большое посольство /свыше ста человек/. называемое «зимовой станицей», которая должна была передать царю ходатайство о нуждах казаков и принять царское жалование. Царское жалование состояло из определенной суммы денег, огнестрельных припасов (свинца, пороха, ядер, пушек, пищалей), хлеба и сукна.

Сношения Москвы с казаками шли через Министерство иностранных дел (Посольский приказ), ибо все казачьи земли находились на положении как бы союзных земель Московского государства.

Казачья вольная жизнь, отсутствие крепостного права, возможность добывать богатую добычу в чужой земле привлекало большое количество беглецов из разных частей Московского государства в казачьи земли, с чем центральное правительство вело постоянную борьбу. Казачьи права, казачьи вольности в то время (XVII-XVIII века) были идеалом для русского народа, но противоречили системе государственного управления, построенного на централизме и крепостном праве. Одним из краеугольных принципов казачьего права, например, было основание «с Дону выдачи нет», по которому всякий переступивший границу земли Войска Донского превращался в вольного человека.

При царе Петре I (умер в 1725 году) казачьи вольности были значительно урезаны. Казачьи области в 1721 году были переданы из Министерства иностранных дел в Военное министерство; исконное право казаков избирать себе атамана на кругу, было уничтожено, а Войсковые атаманы назначались верховной властью. Постепенно казачьи земли вошли административную систему Российского государства, сохранив, однако значительную долю автономии во внутреннем управлении, в пользовании хозяйственными благами (земля, недра, вода).

Казаки сохранили личную свободу, свободу от податей, но зато поголовно несли воинскую повинность, приобретая за свои деньги не только белье, обувь и платье, но и воинское обмундирование, холодное оружие и лошадь с седлом. Только винтовку казак получал от государственной казны. Этот закон оставался в силе до революции 1917 года. Благодаря такой системе формирование казачьих полков и батарей обходилось правительству России необычайно дешево. При этом оно могло постоянно располагать первоклассной, боевой силой, всегда подготовленной и высоко дисциплинированной. Высокие боевые качества казачьих воинских частей зависели как от людей, с детства приученных к военным упражнениям, к военному строю и к военной службе, так от офицерского и командного состава, состоявшего исключительно из казаков. Казаками командовали только казаки. И офицер, и рядовой казак рождались и вырастали вместе в одной станице, где  вместе раньше росли их отцы и деды. Один получал образование и становился офицером, командиром по профессии; образование же другого составляла местная школа, а, отслужив действительную службу, он возвращался в станицу и занимался земледелием. Казак-офицер отлично знал психологию каждого своего подчиненного-казака, на что он годен, как будет держать себя в бою и что можно от него потребовать.

В свою очередь казаки верили такому командиру, потому что он был сбой брат-соплеменник, что он не поведет их вслепую, не поставит не посильной задачи, не пошлет их на гибель и не принесет кому-то в жертву.

Только при таких условиях создается гармоничное войсковое единство, которое наделяет его непобедимой силой, так как в бою всегда побеждает дух, а не только грубая военная сила.

В течение XIX веха Российское государство использовало казаков преимущественно как военную силу. Например, при нашествии Наполеона на Россию в 1812 году казаки ушли на службу поголовно, начиная с 17-летнего и до 60 возраста. Под предводительством атамана Войска Донского М.И. Платова казаки значительно способствовали разгрому французской армии на просторах Европы.

Тяжесть 60-летней Кавказской войны главным образом легла также на плечи казаков. Благодаря природным качествам казака и его умению владеть лошадью вся разведка русской армии держалась, главным образом, на казаках, которые являлись глазами и ушами армии. Казаки участвовали не только в защите государства, но и в охране государственного порядка в городах.

Следует также отметить участие казаков в обследовании новых земель в Центральной Азии. Знаменитый путешественник И. Н. Сеченов, генерал Н. М. Пржевальский, полковник П. К. Козлов, географические заслуги которых признаны всем ученым миром, пользовались по­мощью казачьих отрядов в своем обследовании диких, дотоле неведомых  ази­атских областей.

Чтобы получить правильное представление о казаках, надо также обратить внимание на то, что казаки были не только военными, но большое количество казачьей молодежи, начиная со второй половины XIX века, заканчивало учебные заведения (реформа 1875 года), университеты и политехникумы. Для получения высшего образования государственное правительство предоставляло льготы по отбыванию воинской повинности, а войсковая власть давала им стипендии.

Как всегда и везде в высшую школу шли наиболее одаренные и талантливые люди, из которых вышло значительное число профессоров, врачей, инженеров, агрономов, священников, учителей, архитекторов, художников и т.д. В большинстве своем, после получения образования, они возвращались в родные места, где их работа значительно содействовала культурному и хозяйственному подъему уровня местной жизни.

Россия знает и помнит не только  имена казаков-полководцев генералов -героев войны с Наполеоном в 1812 года: графа М.И. Платова, графа А.К. Денисова, А.И. Иловайского, а также генералов – героев Кавказской войны Ермолова, Бакланова, Слепцова — Кухаренко. Наш народ хорошо помнит казачьих генералов А.М. Каледина, Л.Г. Корнилова, П.Н. Краснова по Первой мировой войне, как настоящих патриотов России, защитников родины и казачьих краев в годы Гражданской войны.

После Гражданской воины, в России свершилась революция, которая сопровождалась падением царской власти, развалом правительственного механизма и народного хозяйства, крушением армии и флота.

В это тяжелое и страшное для российского государства время особенно проявились высокие качества казачества.  Казачьи воинские части на фронте не разошлись без приказа,  казаки не убивали своих офицеров и, среди казаков не  было дезертиров. В своих казачьих областях после падения царской власти  казаки установили подлинно демократический строй и тем самым сумели сочетать революционную свободу с государственным порядком.

Всеобщим голосованием они учредили в каждом Войске выборное собрание с законодательными правами. Например, Войсковой Круг на Дону; Войсковую Раду на Кубани, где выбирали своих войсковых атаманов, которым были подчинены административные власти не только казачьего Войска, но  и полиции, установили независимый суд и абсолютно независимый контроль над расходованием средств местного бюджета.

Во всех  казачьих областях все время соблюдался полный порядок, жизнь протекала спокойно, права личности каждого жителя были защищены и ограждены, а имущество не подвергалось отчуждению.

Через полгода после начала Октябрьской революции, когда надвигавшаяся анархия и развал фронта стали угрожать государству, Российское правительство созвало в августе 1917 года в Москве Государственное совещание, на котором от лица всех 12 казачьих Войск выступил выборный атаман Донского Войска генерал А.М. Каледин и Верховный Главнокомандующий генерал Л.Г. Корнилов.

Среди революционного угара это было трезвое, благоразумное слово зрелых людей, которые призывали к жертвенности во имя спасения Родины, требовали создания сильной, независимой и авторитетной власти, призывали к сохранению государственного единства России, к воссозданию военной силы и к бережному расходованию народных средств, к обязательному труду и порядку.

К глубокому сожалению, эти трезвые голоса казачьих руководителей властью не были услышаны. Когда партия большевиков путем вооруженного восстания свергла Временное Российское правительство в Петербурге и захватила власть в свои руки, казаки не признали эту власть как общегосударственную. Они объявили свои казачьи области самостоятельными, впредь до образования в России всенародной признанной общегосударственной власти.

А когда коммунистическая власть направила вооруженные отряды Красной Гвардии против казаков, временно заняла казачьи области и стала насилием и террором устанавливать там свои  порядки, казаки через полтора-два месяца восстали против нее и вместе с частями Белой Армии три года вели вооруженную борьбу против нее.

Справедливость требует признать, что из всего многомиллионного населения Российского государства только казаки, в массе своей организованно восстали против коммунистического насилия. Шли на борьбу все казаки, способные носить оружие, а в одной воинской части можно было встретить отца, сына и деда. Остальное трудоспособное население помогало им: возили на фронт оружие, патроны, продовольствие, фураж, а об­ратно домой везли больных, раненых и убитых.

Противники казаков, желая опорочить их, указывали, что они восстали против Советской власти и вели с ней борьбу, потому, что бы­ли контрреволюционеры и хотели посадить царя на престол. Это неправда! Там, где лилась кровь, надо быть справедливым и к врагам. Казаки боролись за право устраивать свою жизнь самим, за свободу против грубого насилия, за демократию против диктатуры пролетари­ата, за государственность, право и порядок против произвола и анар­хии.

Борьба казаков не увенчалась успехом; в руках Советской власти бы­ли громадные запасы снаряжения и вооружения российской армии, оставшиеся от мировой войны и неисчерпаемый источник живой силы. Казаки были раздавлены этой силой и должны были покинуть свою Родину в 1920 году.

Ушли с родины не только те, кто с оружи­ем в руках боролся против власти коммунистов, но и их семьи и значительная часть гражданского населения.

Советская власть, которую казаки поняли поначалу своеобразно: как распространение казачьих принципов демократии на всю Россию, с первых шагов своих начала физическое истребление казачества.

Казаки были первыми жертвами революции. Тела тех, кто был растерзан на боевом посту, оберегая оружие от вырвавшихся из тюрем уголовников, пытаясь остановить погромы и насилия, похоронены в северной столице на Марсовом поле. Они безымянны, на их гробы поставлены гробы юнкеров, защищавших Временное правительство, а уж потом сверху лежат те, чьи имена высечены на граните.

Интервенция стран Антанты и резкое обострение классовой борьбы в Советской Республике, вызванное иностранным вмешательством, усилили колебания среднего казачества и дали возможность зажиточной части и офицерской верхушке свергнуть в 1918-1919 гг. Советскую власть на Дону, Кубани, Урале, Оренбурге и Сибири и создать в этих областях контрреволюционные правительства, возглавляемые казачьими атаманами.

В ходе Гражданской войны, пройдя суровую школу колчаковщины и деникинщины, трудовые массы казачества перешли на сторону Советской вла­сти. Вступив в советские кавалерийские части соединения и объединения, казачество вписало героические страницы в историю борьбы Советской власти за победу в Гражданской войне. В радах Красной Армии самоотверженно сражались кавалерийские части, соединения и объединения под командованием: Думенко, Каширина, Миронова, Буденного и других.

Состоявшийся в феврале-марте 1920 года Всероссийский съезд трудовых казаков закрепил переход Казачества на сторону Советской власти. Постановлением ВЦИК 1920 года на казачьи области распространялись действующие в РСФСР общие законоположения о землеустройстве и землепользовании, что положило конец существованию казачества как особого сословия.

Только 20 апреля 1936 года ЦИК СССР отменил существовавшие для казаков ограничения, касающиеся службы в Красной Армии. Перед Великой Отечественной войной были сформированы отдельные казачьи кавалерийские дивизии, а в ходе войны (декабрь 1941года) и казачьи кавалерийские корпуса, которые наряду с другими кавалерийскими соединениями мужественно сражались с немецко-фашистскими захватчиками. Кавалерийские соединения под командованием генералов П. А. Белова. Л.М. Доватора, Н.Я. Кириченко, И.А. Плиева, А.Г. Селиванова, С.В. Соколова и другие показали в войне высочайшие образцы самоотверженности и героизма.

Kазаки, которых советская власть практически истребляла в Гражданскую войну и, которые при Советской власти были вынуждены скрывать свое казачье происхождение и отношение к казачеству, в тяжелые годы Великой Отечественной войны, показывали высочайшие образцы патриотизма, самоотверженности и героизма в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

В годы Великой Отечественной войны за подвиги в боях с немецко-фашистскими захватчиками: семь кавалерийских корпусов стали гвардейскими, около 100000 казаков-кавалеристов были награждены орденами и медалями, а 262 из них – стали Героями Советского Союза. Генерал армии И.А. Плиев этого звания был удостоен дважды, а Маршал Советского Союза С.М. Буденный – трижды. Более тридцати казаков-кавалеристов стали полными кавалерами ордена Славы.

Приведенные две противоположные точки зрения на роль казачества в Гражданской войне: белогвардейскую и коммунистическую, при всем разночтении они сходятся в одном, что казаки были обречены как социальная группа. Но вот тут начинается странное противоречие: упраздненное в 1920 году, как социальное явление, казачество, оказывается, продолжало существовать! Иначе чем можно объяснить его признание ЦК КПСС и советским правительством в СССР еще в предвоенные годы в 1936 году?

Кроме физического уничтожения, их старались истребить и духовно. Методично искажался исторический облик казака, нагнеталась клевета и ложь. Вот, например, такие строки из газеты Известия ВЦИК от 4 февраля 1919 года. «Казачья масса настолько некультурна, что при исследовании психологических сторон этой массы приходится заметить большое сходство между психологией казачества и психологией зоологического мира. В ухе у казака обыкновенно серьга, а то иногда их даже две. Иногда приходится видеть казака, у которого даже в носу проделана дырка для вставления особого сорта кольцеобразного приспособления».

Это ли не бред сумасшедшего. Опубликованная в центральной прессе эта ложь стала еще одной строкой в приказе ко всем силам молодой республики «Убивай казаков, это не люди!». Это помнят в каждом казачьем роду, в каждой казачьей семье, это рубец в каждом казачьем сердце!

Но мы казаки – православные христиане, мы выше мести, и даже выше злобы! Мы должны рассказывать всем об основах нашей казачьей психологии, нашей культуры, нашей демократии. Пусть потомок тех, кто убивал, топил в крови и грабил, наши казачьи станицы поймет, и ужаснется делам своих предков и поймет, что нынешнее состояние России это естественный выход и следствие того страшного разорения, которое пережила она и в экономике, в духовном состоянии и мировоззрении людей.

Мы же с Вами, вспомним наши главные заповеди, заветы наших предков и воскликнем с гордостью «Слава Тебе, Господи, что мы казаки