Организация управления в казачьем обществе

Организация управления в казачьем обществе

Основой любого казачьего общества (землячество, станица, хутор и т.п.) является семья. Брак — христианское таинство, а семья его святыня и никто не имеет право вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы.

Ответственность за все, что происходит в семье, несут все ее члены, но в большей степени глава семьи — отец.

Казачьи семьи могут объединяться по территориальному признаку, по совместной работе или по иным принципам в небольшие группы (курени, хутора, станицы и т.п.). Сюда же могут входить холостые или одинокие казаки и казачки. Наиболее уважаемый член этой малой общины становится ее главою и принимает полную ответственность за каждого своего подопечного.

Силой, скрепляющей общину, семью и все казачье общество, должна быть любовь к своему народу и своим ближним, христианская нравственность, казачьи традиции и обычаи.

Высшим органом любого казачьего общества является Круг, где казаки, обладающие правом голоса, все равны. Все решения на Кругу принимаются простым большинством, прямым голосованием. Тайное голосование у казаков не принято, как несовместимое с понятием братства и чести.

Обычно Круг считается неправомочным, если на нем присутствует менее 2/3 списочного состава общества или нет Совета стариков и священника.

Прямым открытым голосованием Круг избирает Атамана на срок, указанный в уставе общества (как правило — на 3 года). Традиционно Атаман может выбираться три срока подряд, после чего его кандидатура три года не выдвигается.

Приведение Атамана к присяге и Крестному целованию на Кругу является одновременно и Присягой всего Круга на верность и беспрекословное подчинение Атаману, который равен отцу.

Единоличная власть Атамана ограничена нормами христианской морали, о которой на Кругу ему вправе напомнить священник, и казачьими обычаями, хранителями которых должен являться Совет стариков.

Без одобрения стариками, без благословения священника, ни одно основополагающее решение Атамана не может быть исполнено.

Атаман предлагает кандидатуры членов Атаманского Правления для утверждения на Кругу. Во время Атаманства он может сместить или заменить любого из членов Правления, дав соответствующие разъяснения казакам на Сходе.

Состав и назначение членов Правления определяется Кругом. В промежутках между Кругами вся полнота власти принадлежит Атаману и атаманскому Правлению.

Совет стариков является независимой частью Круга. В не Круга, члены Совета стариков обязаны подчиняться Уставу и Атаману на общих основаниях. Выборы в Совет стариков, его состав и количество решает каждое казачье общество на своем Кругу.

Совет стариков не имеет права приказывать, а только советовать, опираясь на обычаи. Совет стариков, по решению Учредительного круга может обладать правом «вето» на любое решение Атамана и Круга.

Власть стариков исходит не от силы, а от авторитета. Утратив этот авторитет, по тем или иным причинам, Совет стариков может быть расформирован и избран в новом составе.

Традиционно суд чести избирался в каждом отдельном случае по жребию из всех полноправных казаков. По окончании рассмотрения конкретного дела суд расформировывался. Таким образом, каждый казак мог гласно судить о своем товарище, карать его или миловать.

Согласно обычаю, решения суда чести, принятые в отсутствие священника и не одобренные Советом стариков, были не действительны.

Любое казачье общество вправе приглашать специалистов для решения тех или иных вопросов, в частности, для контроля над расходованием денежных средств.

Если общество ведет хозяйственную или иную деятельность, для облегчения работы оно может принимать в коллективные члены целые предприятия, объединения и т.п. для выполнения конкретных задач.

Однако, вступление в казачье общество коллективного члена, его индивидуальными правами и обязанностями не наделяет.

Все предлагаемые пункты примерного устава могут быть изменены по решению Круга того или иного казачьего общества.

В Памятке выделены наиболее характерные, традиционные или основанные черты казачьей демократии. В остальном же, должен быть соблюден главный принцип казачества: воля — есть право на свободный выбор решений! Однако решение должно быть исполнено. Не давши слово, крепись, давши слово — держись!

 

Казачий Круг

У казаков традиционно казачий круг служит обозначением любого всенародного собрания. По старинным актам известны круги валовые, войсковые и полковые.

На Кругу решали все общественные дела и при полной независимости и демократизме казачьих обществ. Они были собранием полноправных представителей народа.

Низшим кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской. Его решения мог пересмотреть или приостановить круг войсковой, который состоял из представителей всех станиц округа, высшим считался круг валовой, куда собирались представители всего народа (вала). Он решал особо важные вопросы и был неправомочен, если хотя бы один представитель или отряд войска бывал в отлучке и не голосовал.

Сохранилось много описаний казачьих кругов в разных казачьих областях и войсках, а также в войске запорожском, где круг имел общеславянское название — колокола.

Круг был высшим проявлением казачьей демократии и вольнолюбия, поэтому любой тоталитарный режим стремился их уничтожить. На Дону Круги были запрещены в 1721 году, на Урале в 1775г.

Однако они проводились, и несмотря на запрещение и кровавые репрессии, так например, в 1771 году начальник гарнизона Яицкого городка Траубенберг приказал стрелять картечью из пушек по казачьему Кругу, что послужило причиной Пугачевского восстания. Станичные, полковые и поселковые круги (только теперь их называли «сходы») продолжали существовать до 1917 года, когда во всех казачьих землях эта старая демократическая казачья традиция была восстановлена. Последний Казачий круг — Конституционный Круг Дона, Кубани и Терека созывался в январе 1920 года. Он был последним Казачьим Кругом в России.

Первый Большой Казачий Круг, собравший представителей от 80 тысяч казаков всех областей СССР, собрался в июле 1990 г. и положил начало возобновлению этой неотъемлемой стороны казачьей жизни. Учредителям круга пришлось многое восстанавливать по крупицам, разыскивая драгоценные свидетельства о веками выработанных правилах проведения кругов, пока не был установлен следующий порядок.

 

Порядок проведения казачьего Круга

На Круг собираются казаки — полноправные члены казачьего объединения (станицы, землячества, войска, союза казаков), в числе, установленном уставом этого объединения, как правило, не менее 2/3 списочного состава.

Казачья традиция сохранена — женщин правом голоса не наделять и разрешает им присутствие на Кругах по специальным приглашениям. Казачки если они допускаются, обладают правом голоса опять-таки в соответствии с уставом той или иной казачьей общины. На Кругах обязаны быть малолетки — казаки, не достигшие совершеннолетия. Разрешается присутствовать вместе со старшим совершеннолетним братом, отцом, крестным отцом или наставником, казачатам не достигшим возраста малолеток и гостям.

Возраст полноправного казака, малолетка или казачонка, дающий ему возможность быть на Кругу в том или ином качестве, определяется уставом каждой отдельной общины, собирающей Круг.

Как правило, на Круги казаки наряжаются в казачью одежду со всеми атрибутами и деталями, которые приняты в той области, откуда они ведут свою родословную.

Военнослужащие (в отставке и в запасе) могут, по их желанию, быть в мундирах Армии и Флота, либо в традиционной одежде казаков. Круг может собираться в любом помещении или на площади, в поле или в иных местах. Однако форма проведения Круга строго соблюдается всегда.

В помещении (клуб, кинозал и т.д.) на сцене стол, за которым сидит атаман, писарь и члены атаманского Правления. Справа от стола, под углом к нему место священника и аналой с крестом и Евангелием. Тут же за аналоем может стоять караул со знаменем и находиться прочие реликвии и святыни общества казаков, Слева от атамана, под углом, напротив аналоя, скамья Совета стариков. Таким образом, форма круга сохраняется.

Проводимый под открытым небом Круг, еше более традиционен. Здесь казаки стоят в кругу, в центре которого находятся знамена, аналой и прочие реликвии, на приготовленных скамьях в центре круга сидят старики и священник, тут же стоит атаман и вся войсковая старшина.

Ведет Круг Дежурный есаулец. Это должность, на которую назначается или предлагается казак, лучше других знающий обычай и умеющий наводить порядок и тишину.

Символом власти есаульца является нагайка в правой руке, которую он, в случае необходимости может применить.

Ему подчиняются Приставы, выбранные казаками (тоже с нагайками), находящиеся среди казаков круга, которые обязаны следить за порядком, очередностью выступающих, устанавливать тишину, а при голосовании вести подсчет голосов.

Число приставов предлагается Дежурным есаульцем и утверждается Кругом.

Приставы не допускают на Круг посторонних.

Круг начинается возгласом Дежурного есаульца:

Именем Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

После чего Есаулец напоминает казакам об обычаях, о порядке проведения круга и о своих полномочиях.

Все ли казаки на Кругу? — спрашивает Есаулец Приставов.

Приставы докладывают сколько и кого на Кругу. Если имеется кворум, Есаулец объявляет:

Господа старики, покорнейше прошу занять почетные места в Совете стариков.

Состав Совета стариков, их число определяется каждой общиной в соответствии со своим уставом. Совет стариков — является независимой частью Круга и обладает правом «вето» полным или частичным на решения Круга.

Совет стариков сохраняется как самостоятельная часть общины, сам устанавливает свою внутреннюю организацию и распределяет обязанности между членами Совета стариков, но вне Круга обязан подчиняться всем распоряжениям Атамана и Атаманского правления наравне со всеми казаками.

Следом за стариками по приглашению занимает свое место священник.

Священник обладает правом остановить Круг, напомнить Атаману или любому выступающему о христианских нормах морали. Если Священник встал — все обязаны замолчать! Если Священник встал, (тишина не установилась) и вышел с Круга, все решения, принятые в его отсутствие, как и в отсутствие Совета стариков, считаются недействительными. Круг, хотя и может продол­жать спор, считается остановленным.

По установлении порядка Есаулец, сняв шапку, приглашает Священника обратно словами:

  • Батюшка (или Отец имярек), простите казаков!

Вернувшегося священника встречают стоя и без шапок. Священник вправе усовестить казаков, напомнить им о христовых заповедях. Однако правом голоса на Кругу священник не наделяется, не голосует и в конкретные решения Круга (экономические, хозяйственные и пр.) не вмешивается.

Священник может выступить с просьбой к Кругу через Атамана или Совет стариков, которые предоставляют ему слово в общем порядке и в этом случае, пользуясь надлежащим его сану уважением, он выступает наравне со всеми.

Последними нам Кругу занимают места по приглашению Есаульца члены Атаманского Правления, или, если Атаман не выбран, члены Организационного комитета.

После чего Есаулец командует: — Приветствие Атаману.

Казаки встают и приветствуют атамана, не снимая головных уборов.

Остается сидеть только Священник, с которым вошедший Атаман здоровается первым, (если они не виделись прежде) и может подойти под Благословение. Затем Атаман приветствует поклоном стариков и казаков Круга, после чего участники Круга рассаживаются прежним порядком.

Атаман выслушивает доклад Есаульца о числе участников Круга, и принимает решение — правомочен круг или нет.

-Так ли, господа старики?! Так ли, честное казачество?

В случае утвердительных ответов приказывает внести знамя.

Есаулец командует;

— Встать! На знамя равняйсь! Знамя внести!

Казаки, Совет стариков, Правление и священник стоя приветствуют знамя. В дальнейшем сменой караула командует караульный начальник из знаменной команды.

Следующая команда Есаульца:

  • Шапки долой! На молитву.

Священник читаег молитву.

После молитвы участники Круга могут пропеть Гимн своего края, или иной Гимн, принятый их объединением. После этого подается команда.

  • Кройсь. Садись.
  • Круг начинает свою работу.

Дежурный Есаулец следит за порядком выступлений, подает на стол Правления записки, следит за тем, чтобы писарь вел протокол. По просьбе Круга Есаулец может потребовать прочитать протокольную запись вслух.

При принятии решений Атаман, ведущий Круг, обязан в каждом отдельном случае, перед голосованием уточнить, за что будут голосовать, правильно ли поставлен вопрос словами:

-Так ли, господа старики? Так ли, честное казачество?

После голосования уточняется формулировка — «Так ли запишем?».

В случае утвердительного ответа, решение Круга имеет силу закона и выполняется беспрекословно. До следующего Круга решение не может не только быть отменено, но и обсуждаться на Сходах и иных собраниях казаков.

По окончании работы Круга Писарь, ведуший протокол, по приказу Есаульца или Атамана читает его.

Круг уточняет записанное. Есаулец спрашивает:

-Так ли записано, господа старики? Так ли, честная станица.

Под протоколом расписываются Атаман, Писарь и дежурный Есаулец. После чего Круг свою работу заканчивает. Есаулец командует:

— Встать на молитву, шапки долой!

Священник читает молитву, по завершении которой Круг произносит вслух «Аминь» и далее о вопросах, обсуждаемых на Кругу, не может быть публичных разговоров.

До выноса знамени никто не покидает собрания. После того, как унесены реликвии, Есаулец командует «Разойдись» и убирает нагайку.

Всякий выступающий на Кругу, выходя в середину или на сцену, снимает шапку, отвешивает поклон Аналою и сидящему радом священнику, Старикам, Атаману и всему собранию. Закончив выступление, надевает шапку. Если шапка не надета то, выступающий, считает, что не все сказал. Но Есаулец может прервать его выступление (в случае нарушения регламента или выступления не по делу) словами «Кройсь» и проводить из Круга. В случае сопротивления может применить силу, призвать приставов. Вносящий сумятицу и раздор в порядок ведения Круга может быть выведен и наказан.

 

Казачий Сход

Одной из форм казачьей общественной жизни являлся Сход. При боль       шом сходстве с Казачьим кругом Сход имел значительные принципиальные отличия. Сбор казаков на Сход осуществлялся тем же порядком, что и на Круг, но на него, как правило, приглашались все жители станицы, в том числе иногородние и женщины. Принципиальным отличием Схода от Круга было то, что на нем не проводилось голосование, не решались основополагающие вопросы; не ставились проблемы, влияющие на жизнь казачьей общины.                                                                                                                                                        Если Круг был организацией, вырабатывающей политическую долгосрочную программу, выполнял функции законодательного собрания, то Сход был общественной исполнительной организацией.

Соответственно менялся и порядок проведения схода. По характеру и задачам огромное различие сходов можно свести к трем разновидностям: очередной — на котором зачитывались приказы и предложения Атамана, чрезвычайный — посвященный событиям неожиданным — например, оглашению приказа Атамана о борьбе с эпидемиями или о посылке сменных казаков на службу и т.п.

В этом случае Сход проводился дежурным Есаульцем, при Атаманском Правлении и под председательством Атамана или Его товарища (заместителя). На Сходе отсутствовал Совет стариков и Священник. Зачитанные писарем приказы и данные Атаманом разъяснения не обсуждались, а принимались к сведению и немедленному неукоснительному исполнению.

Особым Сходом были собрания, на которых разбирались тяжбы, не входящие в компетенцию мирового судьи, или по мнению казаков такие, которые при государственном разбирательстве были бы решены неправильно и бросили бы тень на казачество. Как правило, это были проступки и тяжбы не уголовного характера, но которые Атаман не считал себя вправе разбирать единолично. Когда, по мнению стариков и общественному мнению само публичное разбирательство, как и наказание, должно было укрепить нравственность казачьего общества, напомнить им о святых казачьих устоях.

 

Порядок проведения судебного Схода

На Сходе не выносится Знамя, хотя совет стариков и священник сохраняются. После молитвы Писарь оглашал жалобу, затем Есаулец вызывал либо обоих судящихся: истца и ответчика, либо только жалобщика. После выслушивания обеих сторон и заключения Атамана (например, Атаман сообщал, что в некоей семье снохе живется худо: тиранит свекровь, пристает свекор и т.д. или сын «избаловался», отца не слушает, равно, как не слушает стариков, Атамана и не ходит к исповеди):

-Я оставляю это дело на ваш суд, господа честное казачество!

После этих слов Атаман снимал шапку и уходил со схода, как сторона оскорбленная, (в этом случае наказание провинившегося утраивалось) или переходил в ряды казаков.

Разбирательством, а чаще всего обвинением провинившегося начинали заниматься старики, судя его «по обычаю», т.е. по прецеденту. До вынесения приговора ответчик мог заявить; что старики к нему несправедливы и он просит судить eго «по совести». Для этого по жребию избирался суд из числа всех казаков по системе- один из десяти. В случае, если провинившийся оскорблял не казака, то точно также проводились выборы в иногородней общине. Число судей обязательно должно было быть нечетным, причем если шла тяжба между казаками и не казаками, то нечетным судьею приглашался житель другой общины, часто незнакомый в этой станице ни с кем, или священник.

Приговор судей мог быть смягчен по просьбе стариков или по просьбе священника, но никогда не отменялся и приводился в исполнение немедленно.

В момент оглашения приговора. Провинившийся, скажем, «грубый сын» стоял с непокрытой головой, без ремня и два пристава, назначенные Есаульцем, крепко держали его за руки. Самым страшным наказанием было не физическое. Выпоротый на Сходе казак, отчасти даже гордился, хотя скажем, если был порот за слабость по женской части или за приверженность к питью, то не мог более рассчитывать ни на хорошую невесту, ни на приглашение в трудовую артель или артельную охоту, ловлю рыбы. Равно, как и при дележе участков на паи получал самые плохие земли. Но самым страшным было признание того, что суд видит преступление таким тяжким, что не может найти виновнику наказание.

В этом случае старейшина подходил к провинившемуся и плевал ему под ноги, что означало — он оскверняет землю, пи которой ходит — и ремень преступника надевал ему на шею. Приставы тут же отпускали руки осужденного, и Есаулец провозглашал:

— Ты (Николка, Ерошка и т.п. независимо от возраста) нашу честь замарал, казнить мы тебя не требуем (брезгуем) — поди вон от нас. Как ты предатель и осквернитель казачества.

С этой минуты преступник становился персоной «нон грата» и далее даже при его убийстве расследование казаками не проводилось. Он должен был немедленно покинуть хутор или станицу, а у казаков староверов его отпевали заживо и больше никогда не упоминали его имени.

В момент приведения в исполнение приговора о телесных наказаниях женщины и дети, а часто и все иногородние со схода изгонялись. Приводили приговор в исполнение казаки по жребию. После судебного схода все его участники держали трехдневный, покаянный пост, ежедневно усиленно молились и только после бани шли в церковь к исповеди, каясь в нарушении заповеди «Не судите да не судимы будете…».

 

Выборы и перевыборы Атамана

В современной жизни основанием любого казачьего объединения занимается оргкомитет. В момент созыва Учредительного Круга, оргкомитет находится на месте Атаманского Правления. В остальном же, Круг ведется обычным порядком. По разрешению Дежурного Есаульца казаки выходят на круг и рекомендуют кандидатов на Атаманский пост.

Всякий названный, как только произнесено его имя, обязан встать, снять шапку и занять место на скамье рядом со священником. В продолжении всех выборов он сидит без головного убора. Казак сам себя рекомендовать не имеет права.

После выдвижения всех кандидатов им поочередно предоставляется слово для изложения своей программы или самоотвода.

При любом количестве кандидатов голосование и подсчет голосов проводится по каждому, даже если за него голосует один выдвигавший.

Всякий за кого голосуют, в данный момент должен выйти на середину Круга и поклониться на четыре стороны: кресту и священнику, старикам, оргкомитету и станице.

Есаулец, стоя слева от него, кладет правую руку на его плечо и спрашивает:

— Господа честное казачество, люб ли вам Атаман (имярек…)?

В старину голосование проводилось поднятыми обнаженными клинками и поэтому, было очень легко сосчитать голоса всех полноправных членов общины. Обезоруженные казаки вынуждены были голосовать поднятием руки. Но как прежде так и сегодня тайное голосование, равно как и заглазные разговоры, казаки считают несовместимыми со своим пониманием казачьей чести.

Приставы считают голоса. Набравший большее число голосов, считается избранным (даже если получил преимущество в один голос). Если все кандидаты получили равное число голосов, Круг прерывается на несколько дней, и затем проводится снова по всему ритуалу от чтения молитвы.

После подсчета голосов Есаулец объявляет:

— Большее число голосов отдано (имярек…).

Два пристава ведут будущего Атамана к Присяге.

 

Приведение Атамана к Присяге

Название ритуала «Приведение к Присяге» неслучайно. Будущего Атамана действительно ведут, держа за руки, два Пристава, причем, по казачьей традиции нельзя касаться голой рукою голой руки или щеки избранного Атамана — считалось, что так Атаман теряет силу, обретаемую им в момент принятия Присяги. Поэтому, скажем. Пристав слева, правой рукою держит Атамана за левый рукав, выше локтя, левая руку Атамана лежит на укрытом обшлагом мундира запястье левой руки Пристава. Такое положение, в котором ведут Атамана к Присяге, именовалось в старину «растяжка». Атаман действительно «растянут» между Приставами, а его фигура издали напоминает крест. В связи с этим Атаман должен стоят ровно: пятки вместе носки врозь, опершись на обе ноги.

Приставы снимают с Атамана мундир, расстегивают или разрывают рубаху так, чтобы был виден нательный крест.

Есаулец может взять крест рукою и показать казакам с объявлением:

— Православный!

Казаки отвечают криком «Любо» и все, если сидели, встают. В установившейся тишине, стоя лицом к. станице, Атаман произносит:

На Христовом Животворящем Кресте,

На Священном писании присягаю:

Служить верно не щадя головы (жизни)

и живота (имущества) своего. Беречь казачью

честь, приумножать достояние станицы.

Беречь казаков! Я ваш отец, вы мои дети!!

После чего отвешивает поклон станице, затем; ведомый Приставами, подходит к старикам — кланяется в пояс. Старики и станичники кланяются в ответ на поклоны Атамана. Затем Приставы подводят Атамана к священнику. Атаман целует Крест и лежащее на аналое Евангелие.

Затем Атаман выходит, ведомый Приставами, на середину Круга. На него надевают Атаманский кафтан, перепоясывают саблей, через правое плечо. Перепоясывают полотенцем через левое плечо. (Эти символы военной и хозяйственной деятельности Атамана и перекрещенные перевязи означают защиту правления Атамана Христом).

У кубанских казаков есть обычай «помазания атамана пылью», восходящий к обычаю запорожцев, — после того, как Атаман облачен и в атаманский кафтан; один из Приставов мажет ему лицо грязью, снятой с подошвы сапога. Этот Акт имеет символическое значение: и расшифровывается по евангельскому стиху «И пусть больший среди вас — будет вам слугою!» означает же, что Атаман, который с этой минуты пользуется абсолютной властью, должен «умалиться», стать ниже сапога в гордыне своей и служить своему народу, а не распоряжаться людьми как собственностью.

Второй пристав утирает Атамана полотенцем, которое и повязывается через левое плечо.

Старший Атаман (окружной, войсковой и т.д. или старший атаман по возрасту) вручает ему пернач. Атаман, принимая, целует пернач  трижды и целуется с вручавшим.

Старики подносят Атаману насеку — ритуал вручения тот же. Вручавшие могут сказать перед вручением насколько слов напутствия или приветствия Атаману.

Дежурный Есаулец торжественно надевает на голову Атамана (держащего в правой руке булаву, а в левой насеку) и командует:

— Перед Атаманом шапки долой!

Все, кроме Атамана, стоящего рангом выше, снимают шапки. Этот момент считается присягой всего Круга па полное и беспрекословное подчинение Атаману.

По Закону все присутствующие на Кругу должны после этого подойти к крестному целованию и к целованию Евангелие. Как правило, после крестного целования участники Круга уходят на перерыв.

После перерыва Атаман предлагает Правление. Круг заканчивается обычным порядком, головные уборы снимаются только на молитву и казаками нестроевых возрастов при выносе знамени.

 

 

Порядок перевыборов Атамана

По окончании атаманского срока или по предложению 2/3 реестрового состава Круга объявляются перевыборы. Казачий Круг начинается обычным порядком, с той лишь разницей, что Атаман, выступая с отчетным докладом, должен быть без головного убора. В обычное время он «шапки не ломит» исключение может быть, когда Атаман выступает перед внеочередным, экстренным Кругом или Сходом с просьбой: например, собрать деньги погорельцу — атаманская шапка идет по кругу или в момент объявления войны или похода. Без шапок сидит и все Атаманское Правление, которое делит успехи и неудачи Атамана с ним в равной мере.

После доклада Атаман садится на табуретку. Дежурный Есаулец завязывает ему голову башлыком и стягивает руки за спиною полотенцем.

Предварительно Атаман торжественно сдает все атрибуты атаманской власти и сидит с завязанными глазами в белой нательной рубахе, так, чтобы был виден нательный крест и обвинители не забывали, что перед ними их брат-христианин.

Поверх креста, на более коротком гайтане (шнуре) сохраняется принадлежащая лично Атаману атаманская медаль.

Выступающие вычитывают вины и заслуги Атамана, памятуя, что всякое ложное обвинение, или признанное Кругом недоказанным, будет обращено против него. Скажем, обвинение в предательстве, которое каралось изгнанием или смертной казнью, если влекло за собою человеческие жертвы, в случае недоказанности будет обращено и применено в полной мере к обвинителю.

Обвинение и спор об Атамане может длиться не более трех часов. Может быть прервано лекарем, если Атаману стало плохо (правда, это добавляет козырей его противникам, которые могут обвинить его в слабосилии).

Против обвинений может выступить любой казак, но не Атаман, который обязан молчать в продолжение всего разбирательства. Если срок атаманства прерван досрочно и атаман признан виновным, Есаулец срывает с него атаманскую медаль. Если большинство казаков требует переизбрания Атамана на новый срок и, серьезных обвинений против него не выдвинуто, то Есаулец развязывает ему руки, снимает башлык и троекратно целует Атамана. Точно так же троекратно целуют его и все при возвращении знаков власти.

Избранный на второй и третий срок Атаман присяги не произносит, но целует крест и знамя (только освященное в церкви, иное знамя символом не считается).

По окончании троекратного срока правления, когда Атаман по Уставу не может быть переизбран, ритуала «вычитывания вины» не происходит. Наоборот, Старики, Священник и казаки благодарят Атамана, дарят ему памятные подарки, целуют и говорят только похвалу. Просчеты Атамана могут быть упомянуты только в наказах вновь избранному. Атаман, имеющий равное со всеми казаками право на переизбрание, после ритуала вычитывания вины облачается в обычный свой мундир, кроется обычной казачьей шапкой и усаживается в ряды казаков, с ним же следует и все Правление.

Далее идет выдвижение кандидатов, которым руководит Дежурный Есаулец. В числе вновь избираемых может быть и только что окончивший свой срок Атаман. Он выдвигается на общих основаниях и занимает место без головного убора на скамье кандидатов. Далее обычным порядком, с той только разницей, что в случае избрания на второй и третий сроки он присяги не произносит, а только целует Крест Евангелие и Знамя.

 

Утверждение Правления и Присяга

Кандидатуры Писаря, Есаулов, Казначея и иных чинов Атаманского правления предлагаются Атаманом и утверждаются Кругом.

Выдвигаемый, в правление стоит перед Кругом без шапки, отвечает на вопросы казаков и в случае избрания благодарит. Приведение Правления к Присяге заключается в том, что на следующий день они под предводительством Атамана идут к исповеди и Причастию, после чего служится благодарственный молебен о прошедшем Круге.

Если кто-то из членов Атаманского Правления не справился с работой или по каким-то иным причинам не может более в Правлении находиться. Атаман заменяет его своею волею, о чем ставит в известность Совет куренных и казаков на Сходе. Обязательно в присутствии этого члена Правления, который не имеет права вступать в спор с Атаманом, а может высказать свои несогласия в момент очередного или досрочного переизбрания Атамана.

Вновь назначенный в Правление казак в ближайший срок идет с Атаманом и двумя представителями Совета стариков к исповеди, после чего считается утвержденным и может приступать к исполнению своих обязанностей.

 

Принятие в казачество, наделение правами и «взятие под шинель»

Принятие в казачество есть юридический круговой акт, наделяющий принимаемого полностью или частично правами и обязанностями казака. Однако, при этом делалось различие между принятым в казачество и казаком по рождению.

Так, можно было «служить в казаках», «жить в казаках», но полноправными казаками, которых никто не смог бы упрекнуть в том, что «они де не у нас деланы», «приписные» или «в казаки поверстанные», мог стать только внук или правнук принятого и то, только в том случае, если он жил среди казаков, нес казачью службу и женился на казачке. Сам он считался «поверстанным в казаки» и всегда указывал в документах свое сословие и национальность.

Например, «Великоросс, из елецких мещан, поверстан в казаки и принят в казачество после 25-летней военной службы, ему же выделен пай в размере…»

То же относилось и к женщине не казачке. Хотя она обладала, будучи женой казака всеми юридическими правами, но в среде казачек, до конца своих дней казачкой не считалась. Поэтому к ней относились более терпимо, прощая то, что коренной казачке было бы поставлено в вину, как незнание обычая своего народа и бескультурье. Иногородняя женщина могла стать казачкой только через замужество.

Рожденные в браке с иногородними «болдыри» — так именовались дети от смешанных браков, проходили обряд принятия в казаки в 3-5-7-лет-нем возрасте. На Сходе (на Кругу) старики экзаменовали принимаемого в казаки, в знании молитв и обычаев, затем принимаемый, стоя на одном колене, целовал обнаженный наполовину клинок шашки Евангелие и Крест, после чего ему дарилась фуражка и он считался казаком «по корню», то есть по рождению. До срока совершеннолетия могли быть наделены правами малолетки. Например, в землячестве или станице принят традиционный для казаков возраст полноправия 21 год, а казак, отслужив в армии, вернулся с наградой в двадцать лет. Атаман вправе, на Кругу попросить у казаков разрешения, объявить его полноправным казаком, за заслуги перед казачеством.

В момент просьбы, наделяемый правами, стоит перед казаками, сняв шапку. В случае утверждения просьбы и обретения им всех прав. Атаман благодарит Круг, дотрагивается до плеча принимаемого перначом, со словами:

— Я, Атаман (титул, имярек) по воле Круга, наделяю тебя (имярек) полноправием.

Затем трижды целует казака. Казак кланяется на четыре стороны и надевает шапку.

Точно также происходит просьба о пребывании мальчиков на Кругу до Уставного срока, с той только разницей, что выводят его в центр круга крестный, либо наставник, либо отец, либо совершеннолетний старший брат. Далее обычным порядком.

Весьма важным актом было «взятие под шинель» (или наделение правами главы семьи старшего, несовершеннолетнего сына).

В случае утраты (смерти) казака – кормильца, вдова через Совет стариков могла обратиться к Кругу с просьбой, объявить ее старшего сына главою семьи. С этой же просьбой мог также выступить Атаман.

Если Круг такую просьбу удовлетворяет: то казачонок, не моложе 10 лет, встает на стул, на его плечи набрасывается шинель (у кубанцев — бурка) полами шинели или бурки мать, младших братьев и сестер. Атаман, касаясь его плеча перначом, объявляет:

— Я, Атаман (имярек), объявляю тебя главою семьи, с этой минуты семья на руках твоих, и домашние обязаны слушать совета твоего.

Старики и казаки могут высказать свои пожелания семье или крестным детей ( казакам), которые стоят тут же за спиной объявляемого главой семьи и поднести подарки. Обычно Атаман дарит шапку, старики сапоги, священник Евангелие.

После этого Атаман объявляет, что:

  1. К объявленному главою семьи, на Кругах все казаки обязаны обращаться по имени отчеству.
  2. В отличие от казачьего сироты, получающего половину пая земли, глава семьи получает полный пай и полную часть при любом разделе.
  3. Ему не могут отказать в приеме в артельную работу, и обязаны платить полную плату.
  4. В старину он освобождался от телесных наказаний, в случае нарушения им казачьего обычая, а вся ответственность за него падала на всех мужчин — крестных отцов его братьев и сестер.
  5. За матерью сохранялись половина пая вдовы. Если она выходила замуж и ее пол-пая уходили в приданое, пай сына, главы семьи, оставался неприкосновенным и принадлежал лично ему. Если Атаман считал, что отчим несправедлив к пасынку, он мог своею волею отобрать пай, сдать в аренду, а деньги, полученные от аренды, истратить впоследствии на снаряжение казака на службу.

Атаман обязан знать, сколько в его общине сирот, издавна они именовались «атаманскими детьми», о них заботились всей общиной. Старики следили, чтобы сирот не обижали, крестные следили за их нравственностью и физическим здоровьем. Особо одаренные дети, отправлялись за казенный счет учиться.

 

Казачьи символы и знаки

Знамя — символ полкового, войскового объединений. Святыня, за которую казак обязан биться не щадя жизни, не допуская его оскорбления или осквернения. Первоначально у казаков было символом договора на выполнение каких-либо обязательств с иностранными государями. После выполнения таких обязательств знамя поступало в собор или церковь, игравших роль музея.

Бунчук — знак Ставки, символ атамана на походе, принадлежал войсковому соединению, на походе и в бою следовал за командую­щим. В мирное время хранился в церкви, выносился только по праздникам, как подтверждение его значимости и присутствия атамана. В армии часть функций бунчука унаследовали полковые и именные штандарты.  

Булава, пернач — символ военной власти, которой наделяется Атаман (у запорожцев – гетман).

Насека — посох с металлическим навершием, на котором первоначально «насекались» имена атаманов, владевших насекою. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

Атаманский кафтан и шапка — принадлежали казачьей общине, передавались вместе с символами атаманства. Хранились у очередного Атамана или в Атаманском правлении.

Печать — на рукояти или на перстне, вручалась атаману при выборах. Символ хозяйственной и дипломатической функций атамана. Ею скреплялись все документы. Принадлежала общине и передавалась от атамана к атаману.

Сабля — обычно украшенная, старинная тоже один из символов атаманства. Лично ему не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круги и по праздникам.

Медаль — личный знак атамана, носилась на шее, поверх галстука, и выпускалась на кафтан в раскол ворота. На лицевой стороне бывали надписи: «Атаман станицы…»,  в последствии портрет Государя. На оборотной стороне гравировалось Имя и Фамилия Ата­мана и годы его правления. После исполнения срока атаманства оставалась бывшему атаману на память. В случае вторичного избрания носилась рядом с новой медалью. Медали бывали золотые и серебряные в зависимости от степени атаманства. Медаль меньшего размера носил товарищ атамана.

Чернильница — знак Писаря. Медная чернильница с ушками, носилась на поясе. В XIX в., когда писарей стали нанимать, чернильница исчезла из обихода. На смену этому знаку пришла Книга.

Казна — железный ящичек, ларец с казною — знак казначея. Ближе к нашему времени тоже был заменен Книгой.

Книга — тетрадь для записей в твердом кожаном переплете. В момент Круга, каждый член Атаманского Правления должен был держать свою тетрадь. Главная тетрадь, т.н. Атаманское писание или Закон, была собранием протоколов, где в случае спора мож­но было отыскать юридический прецедент. Все хранилось в Атаманском правлении и Архиве.

Нагайка — знак Есаульца и Приставов на Кругу. В повседневной жизни нагайка знак власти у полноправного строевого казака. В некоторых станицах нагайку разрешалось носить только женатым казакам. Она дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в курене на левом косяке к двери в спальню. Как знак полной покорности и уважения нагайка могла быть брошена казаком к ногам уважаемого гостя или старика, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что покорность ему не угодна, и обида или грех провинившегося казака  не прощен.

Шапка — не всякая, а специального образца. Первоначально «Клобук со шлыком», папаха или фуражка — знак обладания казаком юридическим полноправием. В XIX веке функции «Клобука» перешли сначала к сиверу, а затем к фуражке. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На Кругу казак обязан был быть в шапке.

Иногородние и гости не казаки должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и не имеющие юридических прав казаки. Шапка снималась во время молитвы, присяги и выступлений на кругу, а сбитая с головы казака, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме вдовы шапка лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

Шашка (первоначально сабля) — символ всей полноты прав у казака, а также обладание им паевым земельным наделом. Шашка вручалась казаку стариками в 17 лет (за особые заслуги раньше), без темляка. Только в 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.

В церкви, в момент слушания Евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака стать на защиту христианства. В семье шашка хранилась на видном месте и передавалась от деда  внуку, когда «старик терял силы» и менял шашку на посох.

Если в роду не оставалось казаков-наследников, то шашка ломалась пополам и, укладывалась в гроб к умершему казаку.

Шашку и шапку казак мог потерять только вместе с головой.

На Кругу голосовали шашками. Казак, не обладающий полноправием, шашку не смел носить.

По решению Круга казак мог быть лишен права ношения холодного оружия на определенный срок. Следующим наказанием было исключение из станицы и казачества.

Погоны — неотъемлемая часть одежды казака строевого возраста и обязательно носились казаком до выхода «на льготу», то есть в запас. Офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

Башлык — у большинства казаков тоже был наделен символическим значением. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст- казака. Башлык, завязанный на груди означал, что казак отслужил срочную службу; перекрещенный на груди — следует по делу; концы, заброшенные за спину – казак свободен и отдыхает.

Посох — символ старости и мудрости. Члены совета стариков все сидели, опершись на посох. Посохами наделялись: судьи, ходатаи по делам церковной общины, паломники. Поднятий посох означал призыв Kpyга к молчанию. Шапка, поднятая на посохе — особо важное сообщение.

Лампас — возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи от скифов до бродников, прикрывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение принадлежности к казачьему сословию, а по цвету к войску. Лампас стал символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости и национальной (этнической) обособленности.

Серьги (у казаков-мужчин) — означали его роль и место в роду. Так единственный сын у родителей носил одну серьгу в левом ухе. Последний сын в роду, где не было кроме него наследников по мужской линии – носил серьгу в правом ухе. Две серьги носил единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого оберега, серьги играли и сугубо утилитарную роль. Командир в строю при равне­нии налево или  направо видел, кого следует особенно поберечь в бою.

Кольцо — это чисто женская символика, так как мужчины у казаков, как правило, колец на пальцах руки не носили.

Так, если у девушки было серебряное кольцо на левой руке, то значит она уже на выданьи, а если на правой, то только просватана. Кольцо с бирюзой — жених служит (бирюза камень тоски).

Если у женщины было золотое кольцо на правой руке, то она  замужняя, а если на левой — разведена (развод у казаков существовал всегда).

Если два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя казак, получив кольцо при венчании, на руке его не носил).

Иногда кольцо носили в ладанке.

 

Чинопроизводство, казачьи чины и звания

На самой нижней cтупени служебной лестницы стоял рядовой казак, соответствующий рядовому пехоты. Далее следовал приказный, имевший одну лычку и соответствующий ефрейтору в пехоте. (См. вставку).

Следующая ступень служебной казачьей лестницы: младший урядник и старший урядник, соответствующие младшему унтер-офицеру, унтер-офицеру и старшему унтер-офицеру с соответствую­щим количеством лычек для современного cержантского составa.

Далее следовал чин вахмистра, характерный не только для казачесгва, а и для унтер-офицерского состава кавалерии и конной артил­лерии русской армии и жандармерии. Вахмистр являлся ближайшим помощником командира сотни, эскадрона, батареи по строевой подго­товке, внутреннему порядку и хозяйственным делам. Чин вахмистра соответствовал чину фельдфебеля в пехоте.

По Положению 1884 года, введенному Александром III, следую­щим чином в казачьих войсках, но только для военного времени, яв­лялся подхорунжий, соответствующий промежуточному положению между подпрапорщиком и прапорщиком в пехоте: вводившимся также в военное время. В мирное время, кроме казачьих войск, эти чины существовали только для офицеров запаса.

Следующая ступень в обер-офицерских чинах — хорунжий, соот­ветствующий подпоручику в пехоте и корнету в регулярной кавале­рии. По служебному положению соответствовал младшему лейтенан­ту современной армии, но носил погон с голубым просветом на сереб­ряном поле /прикладной цвет Войска Донского/ с двумя звездочками.

Следует иметь ввиду, что в царской армии, в отличие от советской (российской), количество звездочек на погонах было всегда на одну больше.

Далее следовал сотник обер-офицерский чин в казачьих войсках соответствующий поручику в регулярных войсках. Сотник носил по­гон такого же оформления, но с тремя звездочками, соответствуя по своему положению современному лейтенанту.

Более высокая ступенька — подъесаул. Введен этот чин в 1884 г. В регулярных войсках он соответствовал чину штабс-капитана и штабс-ротмистра. Подъесаулы являлись помощниками или заместителями есаулов и в их отсутствие командовали казачьими сотнями. Погон того же оформления, но с четырьмя звездочками. По служебному положению соответствует современному старшему лейтенанту.

И самое высокое звание обер-офицерского ранга — есаул. Об этом чине стоит поговорить особо, так как в чисто историческом плане люди, носившие его, занимали должности и в гражданском, и в военном управлении. В различных казачьих войсках эта должность заключала в себе различные служебные прерогативы.

Слово происходит от тюркского «ясаул» — начальник. В казачьих войсках это звание впервые упоминается в 1576 году, который был введен в Украинском казачьем войске. Есаулы были генеральные, войсковые, полковые, сотенные, станичные, походные и артиллерийские. Генеральный есаул (два на казачье Войско)- высший чин после гетмана. В мирное время генеральные есаулы выполняли инспекторские функции, на войне командовали несколькими полками, а в отсутствие гетмана — всем Войском. Но это характерно только для украинских казаков.

Войсковые есаулы выбирались на Войсковом круге (в Донском и большинстве других — по два на Войско, в Волжском и Оренбургском — по одному). Есаулы занимались административными делами, а с 1835 года назначались в качестве адъютантов при войсковом наказном атамане.

Полковые есаулы (первоначально два на полк) выполняли обязанности штабс — офицеров, являлись ближайшими помощниками командира полка. Сотенные есаулы (по одному на сотню) командовали сотнями. Это звено не привилось в Донском Войске после первых веков существования казачества.

Станичные же есаулы были характерны только для Донского Войска. Они выбирались на станичных сходах и являлись помощниками станичных атаманов.

Походные есаулы (обычно два на Войско) выбирались при выступлении в поход. Выполняли функции помощников походного атамана, в XVI-XVII веках при его отсутствии командовали войском, позднее являлись исполнителями приказаний походного атамана. Для Донского Войска характерны только на указанный период.

Артиллерийский есаул (один на Войско) подчинялся начальнику артиллерии и исполнял его поручения.

Генеральные, полковые, станичные и другие есаулы постепенно были упразднены. Сохранялся лишь войсковой есаул при войсковом наказном атамане Донского казачьего войска.

В 1798-1800 гг. чин есаула был приравнен к чину ротмистра в кавалерии. Есаул, как правило, командовал казачьей сотней. Соответствовал по служебному положению современному капитану. Носил погон с голубым просветом на серебряном поле, пустой без звездочек.

Далее идут штаб-офицерские чины. По сути дела, после реформы Александра III в 1884 году, чин есаула вошел в этот ранг, в связи, с чем из штаб-офицерских чинов было убрано звено майора, в результате чего военнослужащий из капитанов сразу становился подполковником.

В казачьей служебной лестнице далее идет войсковой старшина. Название этого чина произошло от старинного названия исполнительного органа власти у казаков (так называемого войскового старшины). Во второй половине XVIII века это название в видоизмененной форме распространялось и на тех лиц, которые командовали отдельными органами управления казачьего войска. С 1754 года войсковой старшина приравнивался к майору, а с упразднением этого звания в 1884 году — под­полковнику. Носил погон с двумя голубыми просветами на серебря­ном поле и тремя большими звездами.

Полковник. Погон такой же, как у войскового старшины, но без звездочек, то есть пустой. Начиная с этого чина, служебная лестница унифицируется с общеармейской, так как сугубо казачьи названия чинов исчезают, и идет нормальное генеральское звено, характерное для всей русской армии.

Теги: